NovyGorod.info
Нашли ошибку?
Выделите её и нажмите
Ctrl+Enter
ФОТОКОНКУРС

 

 

Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Старообрядцы возобновляют традицию крестного хода в честь Иова Тагильского

 

 

 

  Духовная жизнь Нижнего Тагила неразрывно связана с той гранью русского Православия, которое принято называть старообрядчеством. Город созидался руками православных христиан, не принявших церковные реформы патриарха Никона и бежавших на Урал от репрессий властей и синодальной церкви. Мощнейший внутренний стержень людей, исповедующих Православие в той неизменной (ортодоксальной) форме, с которой оно пришло на Русь из Византии предполагал наличие таких качеств, как смирение, трудолюбие, трезвость. Такую мощнейшую духовную и трудовую дисциплину христиан - старообрядцев не могли не заметить Демидовы. Будучи хорошими и грамотными управленцами, они всячески защищали старообрядцев от властей, поощряли их. Нижний Тагил стал и долгое время находился одним из центров старообрядчества (древлеправославия).

 

  Полнота церковной жизни предполагает наличие священства. На сторону старообрядцев переходило большое количество беглых священников, осознавших духовную, догматическую и церковную правоту до-раскольной формы православия. Таким беглым попом был священноиерей Иоанн.  Получив священство от государственной церкви, но осознав всестороннюю правоту старой веры он прибыл из Владимира в Нижнетагильский завод. Образованность и личностные качества позволили ему принять иночество. В 1725 году он был пострижен во иночество с новым именем Иов. С этого момента он возглавил тагильское старообрядчество.

 

   Священноинок непрестанно вёл проповедь Христовой веры, утверждая людей во благочестии. 6 января и 1 августа он устраивал водосвятие на протекавшей близ часовни речке Рудянке, и на это торжество собиралось великое множество молящихся. Преподобный славился как бессребреник и щедрый податель милостыни: «творяше милостыню всем требующим и страсти сребролюбия отнюд не причастен», — как сообщает старообрядческая церковная история девятнадцатого столетия. Святой весьма любил нищих, и особенно детей, и никогда не отпускал их без подаяния. Принимал он и приходящих от «новой веры» священников, имена некоторых из них сохранились. Дожив до глубокой старости в непрестанных иноческих подвигах — посте, молитвах, коленопреклонениях, ночных бдениях, — преподобный мирно преставился ко Господу 4 сентября 1741 года. Могила его находилась рядом с его обителью, у речки Рудянки. Она сразу же стала местом паломничества староверов, которые, видя чистоту жизни священноинока, почитали его за святого. Могильный холмик преподобного был обрамлен досками в виде двускатной домовины (голбца), с непокрытой серединой (отсюда желающие брали «земельку» для исцеления от болезней), «в ногах» был укреплен большой осьмиконечный деревянный крест с написанным изображением Распятия, «в головах» — деревянный аналой для чтения книг. Над могилой был сделан деревянный навес в виде малой часовни, «четырех аршин в длину и ширину». Над могилой был сделан деревянный навес в виде малой часовни, «четырех аршин в длину и ширину». В последствии навес был перестроен в часовню. Еще одна часовня была перестроена из кельи Иова. В 1745 году она была расширена и устроена в обширную часовню старообрядцем Андеем Ивановичем Рябининым. В 1779 году во время крупного пожара, охватившего нижнетагильский завод, эта часовня сгорела, но затем, через два года, на том же месте Рябинин отстроил еще более крупную и боголепную часовню. Все эти три часовни были построены в честь Пресвятой Троицы, и празднование этого дня началось еще при Иове. В последствии Свято-Троицкая раскольническая часовня в Нижнем Тагиле стала центром, объединявшим раскольников – беглопоповцев почти всего Урала, так как при ней, благодаря богатству и многочисленности прихожан и покровительству управляющих заводом, всегда были беглые попы, для укрывания коих при часовне были устроены особые тайники.

 

  Ежегодно по нескольку тысяч старообрядцев из разных мест Урала приходили сюда 26 мая (в день ангела преподобного по его мирскому имени) для моления. Паломничество начиналось за 2-3 дня до 26 мая и заканчивалось через 2-3 дня после, но основная часть народа приходила в самый день памяти святого. По свидетельствам, зафиксированным в письменных источниках, тогда у могилы Иова собиралось до трёх, и даже до восьми тысяч человек, а иногда и более, что по тем временам считалось очень большим количеством. Также и 4 сентября (в день преставления о. Иова) совершалось паломничество на святую могилу, хотя и не такое многочисленное. Сюда приводили и приносили болящих, немощных, бесноватых в надежде получить исцеление. Землю с могилы преподобного смешивали с водою и пили как святыню. И приступавшие к святой могиле с верою получали облегчение от своих недугов и бед. Священники из большой часовни периодически проводили крестные ходы к Иовлевой могиле, особенно во время засухи и других «общественных бедствий». Новообрядческий екатеринбургский архиерей в ноябре 1835 года донес о массовом почитании староверами могилы отца Иова в столицу, в Синод. Дело дошло до самого императора. Обеспокоенный «оказательством раскола», Синод 3 января 1836 года предписал архиерею секретно разведать о покойном старце Иове и о почитании его могилы староверами. Эти «секретные розыски» продолжались много месяцев; по-видимому, о них стало известно самим староверам, и они побоялись, что власть вскроет могилу преподобного и уничтожит мощи так же, как столетием раньше были сожжены мощи старообрядческих подвижников на Ветке. В ночь на 23 октября 1836 года могила была староверами вскрыта, обретенные мощи преподобного Иова, «нетленны и благоухания исполнены», вынуты из земли и перезахоронены в тайном месте, которое ныне утрачено. От властей этот секрет тщательно оберегался, но после того народ стал говорить о нетленности мощей старообрядческого подвижника. И хотя мощи преподобного были перенесены в другое место, паломничество к прежней могиле не прекратилось. Как чтут в Команах старую могилу святителя Иоанна Златоуста, хотя святые мощи его давно перенесены в Константинополь, так и уральцы продолжали почитать место прежнего захоронения преподобного Иова. Местные власти сначала хотели вскрыть могилу заново и убедиться в сохранности захоронения, но потом не стали этого делать, боясь народных волнений, так что секрет не открылся. В 1837 году главный начальник Горных заводов, чтобы отчитаться перед Петербургом, повелел исправнику установить караул у святой могилы, что и было сделано. Караул усиливался в дни памяти святого: к могиле никого не подпускали, землю брать не позволяли. Приходившие богомольцы молились каждый сам по себе, в отдалении… Прошли годы. Власти позабыли о могиле преподобного, и снова сюда стали приходить ежедневно староверы, а в дни нарочитой памяти святого Иова вновь собирались тысячи молящихся. Крестные ходы на могилу Иова продолжались даже в 1930-е годы. Старики помнят, что в майские дни улица Трудовая (бывшая Малая Рудянская), на которой до сих пор стоит Свято-Троицкий храм, вся сплошь была заставлена телегами поломников-старообрядцев.

 

Часовня на месте могилы священноинока Иова. И.Ф.Худояров Гуляние на Лисьей горе. Холст, масло. I пол. XIX в. Фрагмент

 

 

   Позже это святое место было уничтожено безбожными властями: там был выкопан ров. Но память о преподобном Иове жива до сих пор. Дни почитания сего святого — 26 мая и 4 сентября.

 

   Три года назад в Нижнем Тагиле официально была зарегистрирована община Русской Православной Старообрядческой Церкви. Детально изучая духовное наследие своих пращуров, нижнетагильские старообрядцы установили, что рядом с часовней – могилой преподобного Иова было старообрядческое кладбище. В пятидесятые годы XXвека, в рамках проведения горных работ Высокогорским ВГОКом это кладбище было полностью разорено работой экскаватора… Гробы домовины сыпались из ковша, а по завершению работ – все кости были собраны в огромную кучу и уничтожены. Безбожный советский период тем самым осквернил духовную и сакральную жизнь православного Тагила. Вот как об этом вспоминает один из старейших краеведов города Елена Никитична Епанчинцева (Мулыгина) в своей книге «Ключеская мозаика»: «…экскаваторы дошли до левого берега речки Рудянки летом 1958 года.  Вот тут-то, рядом с Треуховской (Шимичевской) ямой, появились первые старообрядческие долблёнки-домовины.  Ковш экскаватора поднимал породу вверх, а из раскалывавшихся долблёнок под гусеницы сыпались кости, некоторые застревали между зубьями ковша.  Вылетали деревянные шипы, скреплявшие с двух противоположных по длине сторон половины лиственничных долблёнок...»

    

  На плане Нижнетагильского завода от 10 февраля 1828 года значатся три старообрядческие кладбища.  Самое старое, начала 18-го века, находилось на месте Медного рудника. Большая часть его снесена.  Небольшая же часть, по мнению Епанчинцевой, возможно, еще осталась около бани по улице Штурмовой, 2. То кладбище, что попало под снос при разработке руды в 1958 году, снесено полностью.  На его месте сейчас высятся отвалы, под которыми с южной стороны протекает речка Рудянка перед окнами двух чудом сохранившихся домов в местечке Сетьковка (ответвление улицы Трудовой). Издавна среди ключевского населения это кладбище имело известность, как «могильник отца Иова».

 

Фрагмент плана Нижнетагильского завода. 1828 год. Лиловым цветом и литерами «О» обозначены староверческие кладбища, литер «К» - старообрядческая Свято-Троицкая часовня

 

 

  Старообрядческой общиной города было решено возобновить регулярные моления на месте часовни преподобного Иова Тагильского, в дни его памяти. 25-26 мая сего года настоятель тагильских христиан – старообрядцев, о. Михайл Лоскутов, вместе со старостой, активистами общины и детьми провели молебны в подвальной моленной (месте где сегодня молятся тагильские старообрядцы) и на отвале – месте оскверненного кладбища и часовни преподобного Иова. Последующие моления было решено проводить с крестным ходом, собирающих верующих. Кроме этого было принято решение очистить отвал от свалок несанкционированного мусора и установить поклонный крест. Отслеживать регулярную чистоту этого места.

 

  Необходимо отметить, что потомственные тагильчане, в большинстве случаев, являются наследниками благочестивых христианских родов... Из поколения в поколение их предки сохраняли Святое Православие, не смотря на гонения, репрессии и поборы со стороны синодальной (господствующей) церкви и властей.

 

  Так, старообрядческий Свято-Троицкий храм и его подворье было насильно, «монаршей волей», отрядом солдат и пожарной командой с брандспойтами - обращено в единоверие, а потом и вовсе в новообрядческий.  Сегодня это храм Московского Патриархата.

 

  Старообрядческие фамилии носят многие тагильчане. К сожалению, это уже давно светские люди, совершенно не верующие. Однако многие задумываются о своем происхождении и вероисповедании. Многие ввиду обстоятельств ищут Бога, познают Истины. Проторённый пращурами путь ко Спасению души приводит потомков старообрядцев в христианскую общину, которая постоянно пополняется верующими людьми. Такая тенденция в Тагиле есть. Однако власти, не смотря на конституционный закон о свободе вероисповедания, и не смотря на исторически огромный вклад старообрядцев в созидательный процесс нашего города – затягивают ситуацию с выделением земли под строительство храма.  Как отмечалось, в настоящее время община собирается и молится в полуподвальном помещении, оборудованном под моленную. Всё это имеет неравный контраст со строительством объектов РПЦ. В Нижнем Тагиле при поддержке крупнейших предприятий города и областного бюджета возводится пристрой-спортзал к Православной гимназии. Тут же выделено место под строительство духовно-просветительского центра, возведение которого планируется за счет государства. Стоит упомянуть нашумевшую историю со строительством храма Святой Екатерины (Московский Патриархат) в столице Урала - Екатеринбурге, куда предусмотрены огромнейшие вложения денежных средств, в том числе средств налогоплательщиков. В то же время тагильские старообрядцы ввиду острой необходимости в здании храма, готовы его себе построить самостоятельно, вскладчину, не обращаясь за материальной поддержкой ни в какие госструктуры. Но даже при этом, остаются гонимы и притесняемые властями, словно мы всё ещё живем во времена инквизиции.

 

12:22 31.05.2019
Поделиться статьей в соц.сетях
comments powered by HyperComments
Тагильчанин упал с крыши, устанавливая роутер
Следственное управление Ленинского района Нижнего Тагила подтвердило данную информацию
13:36 24.07.2019 /
Тагильского предпринимателя будут судить за продажу контрафактных сигарет
Мужчине грозит наказание в виде штрафа от 300 до 500 тыс рублей, принудительных работ, либо лишения свободы на срок до восьми лет со штрафом до миллиона рублей.
13:31 24.07.2019 /
Путин призвал отказаться от тетрадей в школах
Предполагается, что уже к 2024 году 25% образовательных учреждений страны будут использовать современные мультимедийные технологии.
13:17 24.07.2019 /
День ВМФ в Нижнем Тагиле отметят парадом парусной флотилии на «Демидовской даче»
На него выйдут все парусные суда, включая самую романтическую яхту «Алый парус», под управлением юных моряков Тагила
13:12 24.07.2019 /
В Нижнетагильском цирке состоялась премьера программы «Звезды мирового цирка»
Динамичное захватывающее шоу не оставило равнодушным никого
12:54 24.07.2019 /
В Нижнем Тагиле состоится акция «Ночь кино»
Бесплатно посмотреть отечественные фильмы, ставшие победителями всероссийского онлайн-голосования, тагильчане смогут в кинотеатре «Красногвардеец»
12:33 24.07.2019 /
Госдума обратилась к проблеме приоритетного права зачисления младших детей в семьях в ту же школу, где учатся старшие
Как сообщает пресс-служба парламента, закон принят пока что только в первом чтении. Изменения коснутся 54 статьи Семейного кодекса РФ
12:14 24.07.2019 /
Два жителя Екатеринбурга подкинули подозрительную коробку на маршрут путинского кортежа
Уже на следующий день благодаря оперативной работе МВД хулиганы были обнаружены
11:52 24.07.2019 /
В России решили отказаться от переписи населения
В Госдуму РФ внесен законопроект, который предлагает создать единый информационный ресурс, содержащий сведения о населении.
11:33 24.07.2019 /
Нижнетагильские хроники
24 июля
09:36 24.07.2019 /
РАЗМЕСТИ НОВОСТЬ
comments powered by HyperComments